Дневник Бабы-Яги

МИФЫ И ИСТОРИЯ

Где жили амазонки?
Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде - попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.
Происхождение слова «амазонка» не очень понятное - то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».
Среди греков была популярна другая версия - от а... без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.
Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида - так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.
Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан - к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.
Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.
Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.
Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название - «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.
Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»
Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием - лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве - такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях - как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.
В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.
В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.
Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания - Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.
Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».
Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.
Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.
Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии. Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.
Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизаций"
* * * * * * *

Чёрная магия Древнего Вавилона
В 325 году до нашей эры жители Вавилона провозгласили своим царем вождя племени халдеев Набупаласара. В то время Вавилонское Царство переживало период упадка. Со всех сторон к нему подбирались соседи, чтобы отхватить лакомый кусок, а то и вообще завоевать Вавилов полностью.
Одним из самых коварных врагов считался жестокий, но умный царь Ассирии Кеснер. Справедливо решив, что Набупаласар способен в короткое время поднять Вавилон с копен и тогда к нему будет не подступиться, Кеснер провел срочную мобилизацию по всем своим владениям, которые в то время простирались от современной Турции на севере до современного Судака на юте, собрал огромную армию (по некоторым источникам, до 5 миллионов человек) и направил ее на Вавилон с намерением не просто разрушить город, но и полностью истребить его жителей.
Можно было бы предположить, что первым делом Набупаласар поспешит собирать воинов по всем уделам своей новой державы, укреплять стены города и вооружать его жителей. Однако вместе этого он приказал лучшим вавилонским скульптурам сделать маски Кеснера и двух его наиболее видных полководцев. Одновременно он тайно послал в горы своего брата, чтобы тот привез в Вавилон их мать.
Вскоре в ставку царя рабы внесли носилки, из которых вылезла маленькая горбатая старуха в лохмотьях, судорожно прижимающая к себе огромный глиняный сосуд, в котором что-то булькало.
После этого Набупаласар обратился к вавилонцам с просьбой выбрать сто молодых здоровых мужчин-добровольцев, предупредив, что кому-то из них придется принять мучительную смерть.
Эта сотня добровольцев была выстроена за городскими стенами посреди лагеря царской дружины, и маленькая горбатая старуха, все также не выпускающая из рук свой заветный сосуд, долго ходила вдоль строя, чтобы, в конце концов, молча указать на трех молодых людей. Им приказали выпить жидкость из сосуда, которая имела резкий неприятный запах и цвет крови. Остальным добровольцам разрешили вернуться в город.
На следующий день троих несчастных юношей привязали к столбам на помосте, сооруженном посреди лагеря халдеев. Одежды на них не было, поэтому любой мог увидеть, что их тела и плоть стали настолько прозрачными, что под кожей можно было отчетливо разглядеть внутренние органы.
Юноши-смертники прочно стояли на ногах, но не шевелились, взгляд их был отсутствующим. Вероятно, они пребывали в состоянии особого сна. На их лица надели маски Кеснера и его полководцев.
Старуха - мать Набупаласара - в черном ритуальном костюме халдейской богини смерти Аны медленно подошла к одному из них и воткнула острое длинное шило прямо в его сердце. Под прозрачной кожей многочисленным очевидцам колдовского действа было видно, как из разорванного сердца пропивается во внутренние полости кровь, после чего раненый быстро умер у всех на глазах.
Затем старуха подошла ко второму обреченному и вставила в прорези для глаз его маски две блестящие металлические трубки. Вскоре в руке у горбатой колдуньи все увидели пару кровоточащих вырванных глаз.
Наконец, она подошла к третьему юноше, на котором была надета маска Кеснера. Старуха достала из-под полы своего костюма короткий золотой кинжал и нарочито медленными движениями начала вырезать его сердце. Через несколько минут кровавая и все еще пульсирующая мышца была у нее в руках.
Старуха подняла сердце несчастного над головой и начала ходить с ним по помосту, произнося какие-то заклинания, делая при этом резкие взмахи руками на север, откуда на Вавилон надвигалась армия Кеснера. Постепенно ее движений становились все быстрее и, в конце концов, превратились в быстрый танец. Он кончился тем, что женщина упала на колени и так сжала кровоточащее сердце в своих руках, что оно брызнуло кровью на стоявших вокруг помоста воинов,
"Пес царицы Аны, забери себе презренного Кеснера", - воскликнула она. В этот момент, как утверждают очевидцы, на помост вскочила, неизвестно откуда возникшая, огромная черная собака. Она вырвала зубами сердце из рук старухи и кинулась прочь, И никто не посмел ее остановить".
Колдунья между тем негромко вскрикнула и рухнула на помост. Достаточно долго все окружающие стояли вокруг в полной тишине. По свидетельству хронописца над лагерем халдеев не было даже дуновений ветра и лошади не ржали и не фыркали в своих стойлах, так что было слышно лишь, как жужжат над ними мухи. Эту мертвую тишину прервал царь Набупаласар, который приказал своим воинам сжечь помост вместе с тремя мертвыми телами и своей матерью, которая тоже, вероятно, была мертва, хотя никто не решился взойти на помост, чтобы удостовериться в этом.
Через несколько дней лазутчики Набупаласара сообщили, что в армии Кеснера происходит что-то странное. Затем стало известно, что ассирийский царь внезапно умер от сердечного приступа прямо во время трапезы, а один из его лучших полководцев тут же внезапно ослеп!
Другой полководец предложил присутствовавшим на обеде скрыть смерть царя и продолжить поход на Вавилон, а командование армией доверить ему. Однако приближенные умершего при таинственных обстоятельствах Кеснера с этим не согласились и обвинили его в том, что это он отравил царя и подсыпал в пищу его полководцу какой-то дурман, от которого тот лишился зрения.
В результате скоротечной стычки второй видный ассирийский полководец был убит ударом клинка в сердце. После этого в разнородной армии ассирийцев началась междоусобная распря, и от похода на Вавилон пришлось отказаться.
Спустя несколько лет Набупаласар покорил Ассирию и восстановил могущественную Вавилонскую Империю, в состав которой входили почти все территории современного Ближнего Востока. Все это он считал исключительной заслугой своей матери, в честь которой построил в Вавилоне огромный храм, названый храмом Аны, которая из царицы смерти превратилась в халдейском Вавилоне в бога Неба.
Достаточно трудно судить, насколько Набупаласар действительно обязан своим возвышением и последующим возрождением Вавилона своей матери. Однако ясно, что это лишь один из многих примеров веры халдеев и вавилонян в силу магии.
Известно, что именно халдеи первыми стали широко применять прием, называемый в европейской черной магии "симптоматическая сурагация". Он основан на вере в то, что можно нанести вред здоровью своего врага путем манипуляций с изображающей его куклой или даже, как в выше описанном случае, живым человеком, предполагая, что благодаря каким-то магическим средствам, все те симптомы, который были сделаны с этой куклой, передадутся далекому и неуязвимому обычными методами врагу.
Такая практика достаточно долго существовала в Вавилоне, и даже после того, как он пал под ударами персов и персидский царь Кир под влиянием своего советника пророка Даниила запретил вавилонскую магическую практику, его преемники тайно держали при своих дворах магов. Однако они занимались не только наведением порчи на своих врагов, но и куда более гуманной традиционной вавилонской магической медициной.
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №15 2010 г
* * * * * * *
Троя: пиратское гнездо или легендарная Атлантида?
Гипотеза 37-летнего немца Эберхарда Цанггера об Атлантиде осторожно встречена его соотечественниками - слишком дерзкой показалась она ученым, изучающим древний мир. Меж тем американские археологи считают его идеи гениальными.

Троя: пиратское гнездо или легендарная Атлантида?

Напомним предысторию. Трою, которая до 70-х годов прошлого века, как и Атлантида, считалась сугубо легендарной, вычислил и нашел немецкий купец и археолог-авантюрист Генрих Шлиман. Убедив себя в том, что миф о Троянской войне на самом деле исторический факт, описанный Гомером в “Илиаде” и упомянутый другими античными авторами, он отправился в Малую Азию и начал копать на холме Гиссарлык у западного склона горы Ида в юго-западной части Фригии (на территории нынешней Турции).

В 1873 году он наткнулся на развалины города, под которыми покоились несметные богатства: груды золотых монет, золотые кубки, цепи, ювелирные украшения и многое другое - всего 12 тысяч предметов из драгоценных металлов. Эти сокровища Шлиман контрабандой переправил сперва в Афины, потом в Берлин - там до конца второй мировой войны они хранились в музее, затем были перевезены в СССР. Недавно лучшие образцы этих находок были выставлены в Москве в Музее им. А.С. Пушкина. Вернемся, однако, в бывшую Фригию.

В классической археологии Троя считалась поселением скромных размеров: небольшой городок, занимавший холм, на его вершине находился дворец - акрополь. Книга Эберхарда Цанггера “Новая битва за Трою”, которая недавно вышла в Мюнхене, опровергает этот взгляд. Троя была могучей столицей, торговавшей не только с соседями, но и с далекими от нее народами. Кстати, античные авторы также писали, что город был самым могущественным в Азии. Это подтверждают последние раскопки. Границы Трои все время раздвигались.

Наконец, археологи раскопали обширный нижний город, который был обнесен двухкилометровым рвом. Теперь уже не сомневаются, что общая площадь священного Илиона, то есть Трои, составляла более 300 тысяч квадратных метров. Сперва же, после раскопок Шлимана, думали, что городские сооружения не превышали 20 тысяч квадратных метров - всего лишь деревня в сравнении с микенскими крепостями той эпохи. Поэтому Гомер, “направивший” против Трои сто тысяч вооруженных воинов на 1186 кораблях, дескать, безбожно преувеличивал.

Вообще долгие десятилетия после Шлимана исследователи смотрели на Западную Анатолию как на “область культурного бедствия”. В 1988 году немецкий ученый-археолог Манфред Корфман во главе интернациональной группы после 50-летнего перерыва возобновил расколки на холме Гиссарлык. Проработав несколько лет, он объявил, что расположившаяся рядом с Геллеспонтом (древнее название Дарданелл) Троя была всего лишь пиратским гнездом. Исследования продолжались, и вот “захолустье на побережье” становится столицей торговли, городом богаче и могущественнее, чем любая греческая крепость той поры. Традиционное представление о Трое было разрушено.

Произошло это так Окрыленный “безумной” гипотезой своего соотечественника об Атлантиде, мюнхенский физик Хельмут Беккер решил обследовать подножие холма Гиссарлык: в поисках следов троянского нижнего города он наткнулся на ров, который кольцом опоясывал акрополь. Его находка десятикратно увеличивала площадь города!

Но это еще не все. В ходе раскопок Беккер еще раз “прошелся” по местности. Сногсшибательный сюрприз! В последнем квадрате, где Беккер проводил замеры, на карте магнитных полей проступили контуры второго рва. В своей первой книге Эберхард Цанггер пишет, что он разгадал тайну заметок Платона о погрузившейся на дно моря Атлантиде: эти заметки, по его словам, дают сведения о Трое, однако в искаженном виде.

Троя: пиратское гнездо или легендарная Атлантида?

В своей второй книге он пошел дальше - попытался нерасшифрованные дo конца процессы перехода Бронзового в Железный сложить в широкую историческую панораму. Бесчисленные разрозненные факты, которым до сих пор не нашли истолкования (в том числе и высеченную на стене египетской гробницы в Меднет-Хабу таинственную фразу о “вторжении морских: народов”), он свел в единую формулу. За всем этим скрывается могучий западноанатолийский военный союз, сыгравший выдающуюся роль в районе Средиземноморья, считает он.

Открытие рвов вокруг акрополя подкрепило гипотезу Цанггера об Атлантиде. В записках Платона говорится о том, что ее окружали три наполненных водой искусственных кольца. Скорее всего, среднее кольцо в Трое было заполнено водой - канал глубиной три метра на сотни метров прорублен на одном и том же уровне.

Из-за среднего рва возник спор между Цанггером и Корфманом. Аргумент Корфмана: средний ров находится на 20 метров выше уровня моря - каким образом троянцы могли наполнить его водой? По его мнению, эти канавы были обыкновенными “волчьими ямами”, западнями, которые затрудняли маневры колесниц атакующего противника под стенами вражеской крепости.

Цанггер возражает: был ли смысл для сдерживания неприятеля копать один за другим два рва? Но не это главное. Стекающая с горы Ида на Троянскую равнину река Скамандер (с греческого: Пена на человеческой ладони) могла иметь искусственные ответвления, через которые и заполнялись водой прорубленные в скалах рвы. Платон ведь писая, что жители Атлантиды наполняли каналы водой через специально проложенные каналы. До инженерных сооружений такого уровня люди Бронзового века вполне доросли, считает Цанггер.

В доказательство он приводит находки в Пилосе (Греция). Кстати, царем Пилоса был участник Троянской войны Нестор. В городе, которым он правил, экспедиция археологов обнаружила два искусственных бассейна, они наполнялись водой из реки, русло которой было изменено. Это открытие подкрепляет позицию Цанггера.

Недавно турецкий археолог Ильхан Кайян с группой буровиков обследовал удаленную на пять километров от Трои горную гряду. Цанггер составил топографическую карту, согласно которой именно на таком расстоянии от Трои находились искусственные бухты и ведущие к морю каналы. Поразительно, но и на этот раз расчеты немецкого археолога подтвердились. Кайян обнаружил два бывших канала: через предгорье они соединяли море с обширными бассейнами.

Что за люди были троянцы? Цанггер убежден, что баснословные доходы им приносило географическое положение города на входе в Геллеспонт. Только безумцы могли отважиться на бескилевых судах Бронзового века пуститься в плавание по вечно бушующим водам пролива. Войти в Дарданеллы решались лишь капитаны, пригласившие на борт своего судна троянского лоцмана. По всей видимости, мореходы Трои знали каждый водоворот в своенравном проливе. Поэтому, пишет Цанггер, логично предположить, что навигационный опыт троянцев приносил им неисчислимые богатства.

Такого опыта больше не имел никто. Подобно Церберу, сторожили они расположенный между Азией и Европой морской проход, бдительно следя за вывозом сырьевых ресурсов из Черноморья. Будь то карнеол из Колхиды или переправлявшийся по ныне российским рекам балтийский янтарь или медь из богатейших месторождений в Северо-Восточной Анатолии - Троя всегда была первой, получавшей часть этих богатств.

Между прочим, для Трои Бронзового века был открыт доступ к Оловянным рудникам в нынешних Богемии и Афганистане. Без олова было невозможно изготов лять бронзовое оружие. Кроме прочего, троянцы контролировали дальнюю торговлю дикими лошадьми из нынешних украинских степей: появившаяся примерно в 1700 году до н.э. колесница приобрела значение, сравнимое а наш век разве что с ядерным оружием.

Такова была экономическая ситуация в восточном Средиземноморье накануне Троянской войны.

Троя: пиратское гнездо или легендарная Атлантида?

Приблизительно в 1250 году до н.э. геополитическая ситуация в районе Средиземноморья начинает драматически обостряться. Троянцы приступают к строительству мощных оборонительных валов, запасаются продовольствием. Столица хеттов Хеттуса отгораживается от мира неприступными стенами.

50 лет спустя пилосский царь жалуется на нехватку металла, чтобы обеспечить бронзой 400 своих кузниц, и призывает подданных к “сбору металлолома”. Чем же заканчивается эта глава древней истории?

Последним сведениям о великом катаклизме мы обязаны запискам хеттских дипломатов. “Ахиява” - гласят их донесения, - вступила в союз с 22 другими западно-анатолийскими государствами и угрожает Хеттскому царству. Великая держава Ахиява - пока еще окончательно не идентифицированная учеными культура высокого уровня - по предположениям, находилась на территории Западной Анатолии. В египетских манускриптах Бронзового века всплывает загадочное царство, называемое Азия.

По гипотезе Цанггера, это таинственное царство и было Троей. Набиравшая могущество Ахиява, по его мнению, была городом-крепостью на берегу Дарданелл; на рубеже XIV-XIIІ веков до н.э. она превратилась в могущественную сверхдержаву.

Он реконструировал расстановку сил той эпохи. Многочисленные источники упоминают договор о взаимной помощи между хеттами, египтянами и царством Амурру. Цанггер предполагает, что как только закончился великий, изнурительный для всех кризис, возникло два могучих блока.

Удар следовал за ударом. Вспыхивает мировая война. Приблизительно в 1190 году до н.э. троянская конфедерация трубит сбор. Наступающие объединенные силы захватывают медные рудники на Кипре, разворачиваются и продолжают наступлении в южном наставлении. Опусто шены Амурру, десятки сирийских и палестинских торговых городов. Лишь у границ Египта наступление останавливается.

Противники Трои готовят контрнаступление. Цанггер приходит к выводу о том, что на помощь оказавшимся в опасности египтянам устремляются греки и наносят сильный удар по троянцам и их союзникам. Он убежден, что в 1186 году до н.э. греки стояли под стенами Трои.

Согласно Гомеру девять лет длилась осада, греки опустошили все вокруг города, которому пришлось перенести очень много горя. Но и потери греков были велики, и среди них погибло множество выдающихся воинов и мудрецов. Даже на Олимпе война посеяла раздоры между богами, омрачила, в частности отношения между Зевсом и женой его Герой.

Греческие воины усомнились в победе и уж готовы были отчалить от троянских берегов, но вмешалась Гера. Она остановила отплытие греческих судов. Одиссей убедил воинов, что если они оставят Трою, то покроют позором всех. Греки остались, осада продолжалась, Троя, однако, продолжала сдерживать их натиск. Вскорости между греками и троянцами завязалась ужасная битва.

На девятый год наступила патовая ситуация, и если бы не хитроумие Одиссея, то вернулись бы греки домой ни с чем. По его идее построили деревянного коня.

Ночью греки проникли в город и с беспримерной жестокостью расправились с троянцами. Не щадили никого - ни детей, ни женщин, ни старцев. По колено в крови продвигались они к акрополю, и его затопили кровью. Погибли седой царь Приам и все его сыновья.

Такова художественная версия гибели священного Илиона.

Гомер сложил свою Илиаду спустя пять веков после Троянской войны. Поэтому она не могла быть ни исследованием историй, ни тем более историческим свидетельством.

В конце XIII века до н.э. великие катаклизмы сотрясали народы, населявшие побережье Средиземного моря. Почти все Средиземноморье было охвачено неслыханным экономическим и культурным кризисом. Из-за бесконечных войн целые районы были опустошены и залиты кровью. Многие развитые цивилизации обратились в прах. По всей видимости, описанная Гомером Троянская война - одно из драматических событий той эпохи. По всей видимости, эта кровопролитная битва должна была решить глобальный вопрос: кто будет править миром - тем цивилизованным миром, который окружал Средиземное море.

Цанггер пишет о том, что он совершил «научную революцию» наподобие той, что совершили личности масштаба Галилея, Дарвина или Эйнштейна. Без ложной скромности он представляет себя ученым, которому удалось разгадать великую загадку прошлого.

Меж тем Манфред Корфман с коллегами метр за метром исследуют холм Гиссарлык. Его экспедиция сделала любопытные открытия: к примеру, он установил, что троянцы в основном питались ячменем, а также мясом одомашненных животных - овец, коз, коров и свиней. Верховная знать развлекалась охотой на склонах горы Ида - об этом говорят найденные при раскопках кости оленей, диких коз и львов. Корфман не согласен с Цанггером: в XIII веке до н.э., считает он, площадь города не превышала 130 тысяч квадратных метров - это в два раза меньше, чем Троя Цанггера, а ее население составляло приблизительно шесть тысяч человек.

Таково мнение другого крупного ученого. Мнения их коллег поделились примерно пополам. Одни, повторяю, считают, что Цанггер сделал гениальное открытие, другие это опровергают.

Автору этих заметок меньше всего хотелось бы встревать в спор двух ученых светил, его скромная цель - познакомить читателей с новейшими концепциями относительно Трои и заметить, что гипотеза действительно смелая, неожиданная, главное же - очень хочется, чтобы Атлантида, оставленная человечеству в наследство Платоном, была наконец найдена.

Владимир ЛАПСКИЙ


НАЗАД

Hosted by uCoz